Спецпроект

Солнечная прогулка



Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

О ты, певцу дубрав давно знакомый Гений,

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где [я] любил, где [чувство] развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось

где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой…

Другой пускай поет [героев] и войну,

Я скромно возлюбил живую тишину

И, чуждый призраку блистательныя славы,

[Вам], Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестной Музы друг

И песни мирные и сладостный досуг.

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом [озере], средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

                                                                                                  А.С. Пушкин

"ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИСАВЕТА ПЕТРОВНА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ" иллюстрация к книге Бенуа А.Н. "История Царского Села", художник Лансере Е.А.,1905г.

В начале 1900-х годов А. Бенуа задумывает книгу, посвященную истории Царского Села во времена его расцвета – в царствование Елизаветы Петровны. Роскошное издание вышло только в 1910 году. Одним из основных иллюстраторов должен был стать Е. Лансере, высоко ценимый А. Бенуа как книжный иллюстратор. XVIII век был излюбленной темой художников «Мира искусства», их пленяла цельность, присущая стилю эпохи.

Лансере удивительным образом соединяет декоративизм и живописную изощренность с каким-то обманчиво-наивным реализмом, заставляющим вспомнить о русских живописцах той эпохи. Грузная императрица с яркими пятнами румян на щеках напоминает дам с антроповских портретов. А крепкотелые, с грубоватыми лицами кавалеры и фрейлены почти гротескны. Свита живет своей жизнью – кавалер в зеленом камзоле вертит в руках табакерку (еще один знак эпохи – нюхать табак было модно, табакерками награждали своих фаворитов), перемигиваются влюбленные, мальчик-паж с любопытством глазеет по сторонам. Все эти мелочи и составляют тот своеобразный колорит эпохи, который делает ее понятнее и ближе.

9 февраля 1756 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект "фарфоровому и китайскому убору" для Старого зала, который̆ размещался на втором этаже в центре бывшего Среднего дома – именно там вскоре появился большой Китайский зал царскосельского дворца.

Китайский зал Растрелли был "убран китайским убором": двери и наличники украшала резьба "китайского манера", "по всем четырем стенам от полу до карнизу весь убор китайской резьбой золоченой, при том уборе кронштейнов больших с пальмами и с орнаментами япониными <...> итого всех кронштейновых ручек 448, на коих поставлена саксонская и японская посуда на каждой ручке <...>, между тех ручек поставлены разных фигурок китайских 210, в оном же зале на поперечных стенах в резных золоченых рамах зеркал составных в 2 стекла четыре"
В царскосельском дворце было два китайских интерьера: Кабинет, полностью убранный китайскими панелями (дальневосточными или русскими в стиле шинуазри), мода на которые уже была на излете, и центральный зал, ставший блестящей стилизацией архитектора Растрелли на "китайскую" тему, где оригинальные китайские лаковые панели, если они и были, то занимали меньше места, чем резьба и расписанные русскими лаковыми мастерами "щиты".
Этим "черным" Китайским залом Растрелли "поделил" дворец на две половины: официально-парадную – левую – с парадной̆ Большой галереей, Малой парадной лестницей, и более камерную – правую – с анфиладой жилых комнат, двумя деревянными маленькими лестницами, подъемным стулом и небольшими залами: столовыми, Красной и Зеленой столовыми, Янтарной комнатой, Картинным залом, Опочивальней.
Не случайно, что гости Елизаветы Петровны (а впоследствии Петра III и Екатерины II) часто поднимались в бельэтаж царскосельского дворца по Малой парадной лестнице и начинали осматривать его интерьеры именно с Китайского зала.
28 сентября 2023г.


Все фото- и видеоматериалы принадлежат их владельцам и используются исключительно в демонстрационных целях. Использование материалов сайта возможно только при предварительном письменном согласии.
Made on
Tilda