"Подворье"
Василисы Прекрасной
В основе картины "Царевна-лягушка" лежит одноименная сказка, получившая широкое распространение на всей территории России. Три царевича, выпустив из лука стрелы, нашли себе невест. Стрела Ивана угодила в болото, поэтому его женой стала Василиса Премудрая в образе лягушки.
Она сумела лучше всех исполнить царские приказы – соткать ковер и испечь хлеб. В картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для жен своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака.
Картина создает атмосферу летнего праздника, причем не только сказочного, но и крестьянского. На противоположном берегу изображен деревенский хоровод, позади которого виднеются дома, а за ними – большое убранное поле со снопами. Вероятнее всего, Васнецов имел в виду августовские праздники (Ильин день или Успение Пресвятой Богородицы), или сентябрьские (Осенины), когда крестьяне обыкновенно устраивали гулянья. Таким образом, сказочному царству оказалась противопоставлена традиционная деревня, а озеро стало своеобразной границей между двумя мирами – реальным и сказочным.
«Царевна-лягушка», художник Васнецов Виктор Михайлович, 1918г.
В "Царевне-лягушке" противопоставление как художественный прием становится основным. Помимо столкновения действительного и вымышленного художник определяет антитезу женского и мужского, замкнутого и открытого пространств, плавного танца царевны и угловатых "приплясываний" гусляров.
Картина "Царевна-лягушка" является частью живописного цикла "Поэма семи сказок", в который также входят следующие произведения: "Спящая царевна" (1913–1917) , "Царевна-Несмеяна" (1916) , "Баба-Яга" (1917) , "Кащей Бессмертный" (1917–1919) , "Сивка-Бурка" (начало 1920-х) и "Ковер-самолет" (1920–1923; 1925).
Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
Работа над картиной была завершена в 1918 году. "Царевна-лягушка" стала одной из самых праздничных и светлых полотен цикла "Поэма семи сказок".