"Подворье"

Василисы Прекрасной



В основе картины "Царевна-лягушка" лежит одноименная сказка, получившая широкое распространение на всей территории России. Три царевича, выпустив из лука стрелы, нашли себе невест. Стрела Ивана угодила в болото, поэтому его женой стала Василиса Премудрая в образе лягушки.

Она сумела лучше всех исполнить царские приказы – соткать ковер и испечь хлеб. В картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для жен своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака.

Картина создает атмосферу летнего праздника, причем не только сказочного, но и крестьянского. На противоположном берегу изображен деревенский хоровод, позади которого виднеются дома, а за ними – большое убранное поле со снопами. Вероятнее всего, Васнецов имел в виду августовские праздники (Ильин день или Успение Пресвятой Богородицы), или сентябрьские (Осенины), когда крестьяне обыкновенно устраивали гулянья. Таким образом, сказочному царству оказалась противопоставлена традиционная деревня, а озеро стало своеобразной границей между двумя мирами – реальным и сказочным.

 «Царевна-лягушка», художник Васнецов Виктор Михайлович, 1918г.

В "Царевне-лягушке" противопоставление как художественный прием становится основным. Помимо столкновения действительного и вымышленного художник определяет антитезу женского и мужского, замкнутого и открытого пространств, плавного танца царевны и угловатых "приплясываний" гусляров.

Картина "Царевна-лягушка" является частью живописного цикла "Поэма семи сказок", в который также входят следующие произведения: "Спящая царевна" (1913–1917) , "Царевна-Несмеяна" (1916) , "Баба-Яга" (1917) , "Кащей Бессмертный" (1917–1919) , "Сивка-Бурка" (начало 1920-х) и "Ковер-самолет" (1920–1923; 1925).

Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.

Работа над картиной была завершена в 1918 году. "Царевна-лягушка" стала одной из самых праздничных и светлых полотен цикла "Поэма семи сказок".

Первое издание первого полного свода русских сказок было подготовлено русским фольклористом и исследователем духовной культуры славянских народов Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871). Издание, вышедшее в 1855-1863 гг., положило начало научному собиранию и изучению восточнославянской сказки. Среди изданных сказок была и "Царевна-лягушка".
Русская пословица гласит, что "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина". Жизнь Царевны-Лягушки – это целеустремлённый поиск счастья через "тайное" знание, которое позволяет облагородить жизнь свою и её спутника. Не главное то, что снаружи – главное – то, что внутри, суть человеческая. Подлинно, аутентично то, что сокровенно. И это стоит дорого, несмотря на образ уродливой лягушки.
За настоящей, преображённой Василисой, Иван-царевич отправляется за тридевять земель, чтоб «добыть», «достать» кощеево яйцо (символ бессмертия и возрождения). За добро, добром платят. Сначала Царевна-лягушка служит Ивану, а потом он сам достигнув «прозрения» отправляется на поиски Василисы (счастливой жизни). Обратив внимание на внутренние качества женской природы своей невесты, герой понимает, что терпение и вера в другого человека помогают творить чудеса.
Образ Царевны-лягушки связан с космогоническими мифами – мифами о сотворении мира.
Царевна-лягушка выступает одновременно и как демиург, и как культурный герой. Как демиург она создает природные блага, выпуская из рукава озеро и гусей-лебедей, плывущих по нему. Как культурный герой она выступает, соревнуясь с другими персонажами, в женском ремесле; она создает культурные блага: печет хлеб, ткет ковер, превращается в красавицу, способную развлечь гостей на пиру.
26 декабря 2023г.

Автор, модель и фото: Анна Черткова
Локация: Русский ресторан "Подворье"
Платье и пальто: GAPANOVICH - бренд одежды с Крайнего Севера
Платок: Kirill Ovchinnikov
Кокошник и колье: КоКо
Кроссовки: rxbshoes
Духи: labracadabra
Косынка и варежки: Radical Chic
Набор орехов и сухофруктов: MadNuts | Орехи | Сухофрукты | СПб,
Косметика: Натуральная декоративная минеральная косметика | KM Cosmetics

Все фото- и видеоматериалы принадлежат их владельцам и используются исключительно в демонстрационных целях. Использование материалов сайта возможно только при предварительном письменном согласии.
Made on
Tilda