Отражения
14 ноября 2023г. в Царском Селе прошли пятые съемки в рамках проекта "Сказочные Истории": образ императрицы Елизаветы Петровны воссоздан в исторических интерьерах Екатерининского дворца.
Императрица Елизавета Петровна занимает особое место в истории Царского Села.
В правление именно этой государыни Царское Село превращается в невероятно роскошную, поистине императорскую резиденцию, поражающую своим богатством и величием. В свою очередь, царскосельская вотчина навсегда стала любимым местом для Елизаветы, наполненным воспоминаниями о родителях, детстве и юности.
Веселая императрица Елисавет любила балы и маскарады, не равнодушна была и к нарядам.
Юная великая княгиня Екатерина Алексеевна, характеризуя жизнь при русском дворе в середине XVIII века, записывает в своем дневнике 21 августа 1745 года: «Дамы тогда были заняты только нарядами, и роскошь была доведена до того, что меняли туалет по крайней мере два раза в день. Императрица сама чрезвычайно любила наряды и почти никогда не надевала два раза одного и того же платья, но меняла их несколько раз в день. Вот с этим примером все и сообразовывались: игры и туалет наполняли день».
Первой заботой государыни были, конечно, платья и прически. Француз Ж.Л. Фавье, видевший Елизавету в последние годы ее жизни, писал, что:
«в обществе она является не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами. Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что присваивает себе исключительное право его носить. Ни одна женщина в империи не имеет права причесываться так, как она».
Вступая на российский престол в 1742 году, дочь Петра Великого Елизавета приказала все ткани к своей коронации покупать только на русских фабриках. Императрица решила также, что ее коронационное платье будет выполнено не из модной французской, узорной парчи, а из гладкой серебряной, судя по всему, российского производства.
Интерес к серебру как непременному и важнейшему атрибуту придворного церемониального костюма достиг своего апогея в XVIII столетии. Сначала в Швеции, а затем во Франции, Дании, Англии и России сложилась традиция выполнять коронационный костюм монарха из гладкой, без узора парчи, в которой шелковый фон белого цвета был целиком заткан серебряными нитями. В России подобную ткань в XVIII веке называли на французский манер гласе или глазет. Сшитые из глазета костюмы, казались выкованными из чистого серебра и поражали своим блеском.
С 1742 года все коронационные дамские платья в России шились только из гладкой серебряной парчи, украшались серебряными кистями на витых шнурах, а с конца XVIII века - вышивкой серебром с использованием серебряных блесток и фольги.
Скульптура императрицы Елизаветы Петровны в детально исполненном парадном облачении, изготовленная специально для Екатерининского дворца в студии бельгийской художницы Изабель де Борхграв (Isabelle de Borchgrave) как объект современного искусства.