Четвёртые съемки

Осенняя нега



24 октября 2023г. в Певческой башне и Александровском парке Царского Села прошли четвёртые съемки в рамках проекта "Сказочные Истории": три образа императрицы Елизаветы Петровны в загородной резиденции, обрамленной настоящей петербургской золотой осенью.

Впервые место, ставшее впоследствии загородной парадной резиденцией русской царской фамилии, появилось на одной из шведских карт — так называемой «карте Блазинга» — в 1670 — 1671 годах.

Место это имело название Saris hoff, Saaris moisio. В дословном переводе — Остров-мыза. С возвращением России побережья Балтики название мызы, расположенной в 25 верстах от Петербурга (26,5 километра), постепенно русифицируется. Так появляется Сарская мыза. В 1708 году Сарскую мызу в числе других пяти мыз (Пурколовской, т. е. Пулковской, Антельской, Кононовской, Мозинской) Петр I подарил своей жене — будущей императрице Екатерине I.

После смерти Екатерины I в Царском Селе наступило строительное затишье. Едва теплилась здесь жизнь на строительстве каменной Знаменской церкви.

Незначительные дополнительные штрихи были внесены в период затишья и в облик садово-паркового комплекса. В это время в саду была сооружена увеселительная гора для катания на «лубках» и «лодках» — родоначальница возведенной впоследствии Катальной горы.

Начало изменений в Царском Селе датируется концом 1742 — началом 1743 года. Прежде всего эти изменения коснулись каменных палат Екатерины I, двух смежных флигелей, примыкавших к центральному корпусу.

Это явствует из указа Елизаветы Петровны от 30 мая 1743 года о постройке по бокам каменных палат «галерей на колоннах, а по концам у них флигелей каменных, по сочиненному архитектором господином Земцовым плану».

В документе, озаглавленном «Общее описание всех зданий, дворцов и садов, которые я, граф де Растрелли, обер-архитектор двора, построил в течение всего времени, когда я имел честь состоять на службе их величеств всероссийских, начиная с года 1716 до сего 1764 года», говорилось:

«...В Сарском Селе... я построил большой дворец в камне в 3 этажа... В этом обширном сооружении имеются, помимо парадных апартаментов, большая галерея с несколькими большими приемными, с большой парадной лестницей, украшенной колоннадами и статуями, с богатыми лепными и живописными украшениями, равно как и во всех апартаментах бельэтажа, где расположена большая галерея, также украшенная архитектурой и скульптурой... Кроме того, там имеется большая комната, отделанная великолепной работой в янтаре, выполненной в городе Берлине и подаренной королем Пруссии императору Петру Великому... Зал, находящийся в центре этого здания, декорирован обоями, изготовленными в Китае, и скульптурными обрамлениями... Рядом с этим залом имеется также большой кабинет, обои которого сделаны равным образом в китайском духе с лепными обрамлениями и консолями, на которых установлены фарфоровые вазы из Саксонии исключительной красоты... Кроме того, там имеется большая церковь, украшенная богатыми лепными декорациями и живописью с великолепным алтарем и с плафоном, выполненным весьма известным итальянским художником. Фасад этого большого дворца украшен великолепнейшей архитектурой, все капители, колонны, пилястры, наличники, статуи, вазы и вообще все до балюстрад позолочено...»

Больше двух веков Царское Село было резиденцией императорской семьи. Почему именно это место выбирали для летнего отдыха почти все российские монархи со времен Елизаветы?

Тому было несколько резонов:

  • близость к столице (25 км от центра Санкт-Петербурга);
  • высоко и сухо (120 м над уровнем моря);
  • живописные окрестности;
  • свежий воздух: циклоны Атлантики от Финского залива сюда не достают;
  • удачная роза ветров;
  • чистые источники воды;
  • здоровый климат (здесь никогда не случалось эпидемий).

Екатерининский и Александровский парки являются достопримечательностями сами по себе — историческими, ландштафтными, и одновременно вмещают на своей территории в триста гектаров множество памятников архитектуры.

Здесь есть дворцы, монументы и павильоны, здания «готические» и «китайские» — целый комплекс сооружений в модном в XVIII веке китайском стиле шинуазри.

Отдельно хотелось бы остановиться на месте проведения съемок - Певческая башня – это проект холдинга Gutsait Group, который объединил два формата: гастрономический и культурный.
Перемещаясь по этажам «Певческой башни» вы почувствуете, что она хранит особую атмосферу. Здание водонапорной башни восстанавливалось Сергеем Гутцайтом с 2009 году.
И сейчас снаружи Башня выглядит так, как когда-­то ее задумывал архитектор Александр Видов. Часть сохраненных исторических водонапорных конструкций можно увидеть в фойе сквозь стеклянный пол. Внутренние помещения приспособлены для современного использования.
28 октября 2023г.


Все фото- и видеоматериалы принадлежат их владельцам и используются исключительно в демонстрационных целях. Использование материалов сайта возможно только при предварительном письменном согласии.
Made on
Tilda